"Если мы хотим, чтобы внутри нас обитала истина, мы обязаны жить в истине.
Знание спасает нас лишь при условии, что оно захватывает нас полностью, что оно является путём, что оно действует и преображает, и возделывает нашу природу, подобно тому, как плуг возделывает почву.
Сказанное означает, что одно только интеллектуальное познание и метафизическая уверенность не спасут; сами по себе они не удержали титанов от падения. Это как раз объясняет психологические и другие предосторожности, которыми каждая традиция окутывает дар своей доктрины.
Когда метафизическая доктрина действенна, она порождает любовь и разрушает высокомерие. Она порождает любовь, а, стало быть, и спонтанное устремление воли к Богу, и восприятие «себя» и Бога в образе своего ближнего.
Она разрушает высокомерие, ибо знание не позволяет человеку переоценить себя или недооценить других. Превращая в пепел всё, что Богом не является, она приводит все вещи в порядок.
Всё, что св. Павел говорит о милосердии, относится к действенному знанию, ибо последнее есть любовь, так что апостол противопоставляет её теории настолько, насколько теория является концепцией сугубо человеческой. Св. Павел хочет, чтобы истина созерцалась всем нашим существом, и подобную целостность созерцания он называет «любовью».
Метафизическое знание свято. Это право священного требовать от человека его всего.
<>
Острота интеллектуального познания есть благо лишь в том случае, когда дополняется величием и гармоничностью души. Она не появится в виде дисбаланса или эксцесса, раскалывающего человека надвое. Природный дар требует дополнительных качеств, дающих возможность для его гармонической манифестации; в противном случае возникает опасность, что свет будет смешан с тьмою. "
Фритьоф Шуон "Очевидность и тайна"
https://vk.com/wall-63038783_1016